Мерсье кардинал

Мерсье кардинал
\
Неосхоластика в Лувене
\
    Священник Дезире Мерсье (1851—1926) был убежден в обреченности позитивистской и идеалистической философии, фрагментарный и хаотический характер которой сам по себе говорил в пользу церковной культуры. С энтузиазмом он взялся за изучение томизма Некоторое время Мерсье провел в Риме при Льве XIII, демонстрируя талант организатора в деле защиты неотомизма Вернувшись в Бельгию, он основывает Европейскую школу неосхоластики в Лувенском университете. С 1894 г. начал выходить журнал «Философия неосхоластики». Жозеф Марешаль (1878—1944), другой авторитетный представитель неосхоластики, в книге «Отправной пункт метафизики» (1926, в 5-ти тт.), предпринял попытку преодоления кантианства на основе его собственных предпосылок.
    В основании теории Мерсье лежит так называемая критериоло-гия. «Всеобщая критериология» 1899 г. — его основное сочинение. Проблема истины как наиболее жгучая и нерешенная философская проблема может быть решена путем нахождения абсолютного критерия, если, разумеется, человеческий дух сохранил вкус к истине. Она гнездится в тождестве субъекта и предиката суждения, актуально присутствующего субъекта и известного абстрактного понятия. Истина, стало быть, есть отношение между двумя терминами суждения. Но адекватны ли термины суждения самой реальности? Интеллигибельные формы, поясняет Мерсье, были заключены в чувственном, но затем отрезаны от него, а в акте суждения вновь возвращены путем аппликации. Чувственные формы реальны, следовательно, и интеллигибельные формы объективны и реальны. Другими словами, в чувственном опыте при повторном контроле мы примеряем вещи к интеллигибельным формам, именно это дает гарантию объективности.
    Система гносеологического реализма Мерсье сочетается с индуктивным методом, критикой картезианства и современных его последователей с их фиксацией на познающем субъекте. Позитивисты, по Мерсье, малоспособны как апологеты науки, ибо втискивают всякое познание в чувственный опыт. Опираясь на определенность единичного, они утратили связь с универсальным и общетеоретическим. Однако наряду с истинами реального порядка Мерсье видит логику идеального порядка Пропозиции идеального порядка суть аналитические суждения. В них есть идентичность субъекта и предиката в смысле принадлежности второго первому. Вопреки Канту, Мерсье трактует математические суждения как аналитические, обогащающие наше знание. Но и принцип каузальности также имеет аналитический характер. Устанавливая принцип, в силу которого существование случайно требует причины, мы вынуждены признать, что этот принцип расшифровывает принцип тождества субъекта и объекта.
    На этом гносеологическом основании Мерсье устанавливает другие типично схоластические тезисы: различия материи и формы, потенции и действия, души как формы тела, доказательства существования Бога от движения и ряда причин. «Ради чего стоит философствовать, — вопрошает Мерсье, — как не ради наших современников? И если мы не находим какое-то решение их сомнениям, то к чему это философствование?» Томизм — не кунсткамера мертвых мыслей. Он ценен своей витальной энергией, в нереформируемости системы — ее гибель. Философ-католик тот, кто готов пожертвовать вековой идеей в момент обнаружения серьезного противоречия между идеей и реальным наблюдаемым фактом. Схоластические тезисы Мерсье развернуты навстречу биологии и психологии, бурный рост которых пришелся на начало XX века Приток новой информации должен способствовать омоложению схоластики. Неслучайно философ читал свои лекции на французском языке, а не на латыни. Не все были согласны с критериологией, тем не менее нельзя не признать, что это была мужественная попытка облагородить и обновить томизм.

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Мерсье кардинал" в других словарях:

  • Мерсье Дезире — (Mercier) (1851 1926), бельгийский католический философ и церковный деятель, кардинал (1907). Сыграл большую роль в становлении неотомизма, сделав г. Лувен его международным центром. * * * МЕРСЬЕ Дезире МЕРСЬЕ (Mercier) Дезире (1851 1926),… …   Энциклопедический словарь

  • МЕРСЬЕ (Mercier) Дезире — (1851 1926) бельгийский религиозный философ и церковный деятель, кардинал (1907). Сыграл большую роль в становлении неотомизма, сделав г. Лувен его международным центром …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мерсье Дезире Жозеф — Мерсье (Mercier) Дезире Жозеф (21.11.1851, Брен л Аллё, Брабант, ‒ 23.1.1926, Брюссель), бельгийский религиозный философ и церковный деятель. Профессор философии в Лувенском университете (1882‒1906); католический архиепископ (с 1906) и кардинал… …   Большая советская энциклопедия

  • Мерсье, Дезире-Жозеф — Его Высокопреосвященство кардинал Дезире Фелисьен Франсуа Жозеф Мерсье (фр. Desiré Félicien François Joseph Mercier), (21 ноября 1851, замок Кастожье, Брен л Аллё, Бельгия 23 января 1926, Брюссель, Бельгия). Бельгийский кардинал. Архиепископ …   Википедия

  • Мерсье — I Мерсье (Mercier)         Дезире Жозеф (21.11.1851, Брен л Аллё, Брабант, 23.1.1926, Брюссель), бельгийский религиозный философ и церковный деятель. Профессор философии в Лувенском университете (1882 1906); католический архиепископ (с 1906) и… …   Большая советская энциклопедия

  • Мерсье Д. — МЕРСЬÉ (Mercier) Дезире (1851–1926), бельг. религ. философ и церк. деятель, кардинал (1907). Сыграл большую роль в становлении неотомизма, сделав г. Лувен его междунар. центром …   Биографический словарь

  • МЕРСЬЕДезире Жозеф — (Mercier), (21 ноября 1851 – 23 янв. 1926) – бельг. философ неотомист, видный церк. деятель. Учился в духовной семинарии в Малине, где с 1877 преподавал схоластич. философию; проф. философии в Лувене (1882–86); католич. архиепископ (с 1906) и… …   Философская энциклопедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Классицизм — слово, употребляемое: а) как литературный термин и б) как обозначение системы среднего образования. В том и другом случае оно происходит от латинского слова classis, обозначавшего разряды (классы), на какие, сообразно имущественному цензу, были… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Архиепархия Мехелена-Брюсселя — Archidioecesis Mechliniensis Bruxellensis …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»